Детский сад "Родничок"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развивающая предметно-пространственная среда

в Детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы, а также территории, прилегающей к Детскому саду, приспособленной для реализации программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

 

 

Выступление на региональной научно-практической конференции Юго-Западного образовательного округа «Итоги и перспективы реализации ФГОС ДО»
Дата проведения: 23 марта 2016 г.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

              Развивающая предметно-пространственная среда в организации, реализующей программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
С позиций Стандарта дошкольного образования  понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
            Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155, вступивший в силу с 01.01.2014 г., предусматривает определённые требования к развивающей предметно-пространственной среде: 
- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации;
- развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения;
- развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий; учёт возрастных особенностей детей;
- развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
         В связи с этим перед воспитателем стоит цель конструирования многоуровневой  многофункциональной предметно-развивающей среды для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом этапе его развития в дошкольной организации. 
         В нашем детском саду созданы условия для полноценного пребывания ребёнка в течение дня. 
Общая площадь групповых (игровых комнат)  -  681 кв.м.
Наличие оборудованного участка – территории, прилегающей к организации  -  да
Общая площадь оборудованных участков -   4000 кв.м
Наличие оборудованного помещения для проведения физкультурных и музыкальных занятий  -  да
Наличие дополнительных специально оборудованных помещений для отдельных видов деятельности (методический кабинет, медицинский блок, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога)  -  да

              Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления коридора. Стенды, расположенные в коридоре, содержат информацию о детском саде, о наших победах и достижениях,  уголок безопасности, правилам дорожного движения, тематические фотовыставки и т.д.
                Во всех возрастных группах имеются хорошо оформленные раздевальные комнаты, в которых отражена работа с родителями. 
                Вся организационная работа по внедрению ФГОС ДО основывается, прежде всего, на приоритетном направлении – физическом развитии воспитанников. Этот выбор был неслучаен. Наш детский сад расположен в тихом районе,  где нет большого движения транспорта. Его окружают парки, берёзовые рощи, неподалёку находится Кошкинский лог, памятник природы Смоленцевский ключ, речка Кукарка, поэтому у нас есть возможность совершать пешие прогулки круглый год. В настоящее время дошкольная организация работает в режиме региональной инновационной площадки. Это диктует необходимость постоянного повышения квалификации педагогов,  их мастерства и профессиональной компетентности. 
В связи с этим в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса включена авторская программа «Туристята» Завьяловой, созданы максимальные условия для физического развития детей. Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием: дугами для подлезания, мячами различной формы, обручами, скакалками, матами, ребристыми дорожками для хождения, спортивным комплексом и др. У воспитанников сформированы навыки физической направленности, это прослеживается по результатам итогового мониторинга, а так же они показывают хорошие результаты в конкурсах и соревнованиях. 
              Атмосфера музыкального зала располагает к активной музыкально-творческой деятельности.
               Предметно-пространственная среда в группах организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами по 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, общению со сверстниками.
               В каждой группе созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы. 
              Яркий, веселый, с нестандартным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство спальной комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
             Для оптимизации двигательной активности детей мы активно используем спальные площади в период бодрствования детей, т к. отдельные спальни отсутствуют. По СанПинам допускается использование выдвижных раздвигающихся кроватей, поэтому в группах у нас имеются трехъярусные кровати, тем самым появляется дополнительное пространство для подвижных и сюжетно-ролевых игр. 
             Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно  театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой,  би-ба-бо и др. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
               Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей  формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из    экологических проблем,  доступными ребенку – дошкольнику средствами. 
Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
               В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. 
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. 
                Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что,  в конечном счёте,  обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка
               Для детского исследования  и экспериментирования  необходимы  самые разнообразные природные  и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.
               Центр продуктивной и творческой деятельности или  центр  художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать  альбомы с образцами  народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.  Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение, к которому имеется свободный доступ.
                Центр конструирования способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей.  Центр  может быть  достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
                 В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла,  рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.  В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус.
                Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
                При построении предметно-пространственной среды необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но гендерные различия – интересы мальчиков и девочек. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики и т.п., мальчикам – детали военной формы, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных материалов» - верёвочек, коробочек, проволочек, ленточек, колёсиков, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. 
                Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребёнка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Доступ в методический, медицинский кабинеты, кухню или прачечную способствует детям-выпускникам свободно ориентироваться в пространстве и времени, помогает легко адаптироваться к условиям школьной жизни.
                Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников, а развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
                 Развивающая среда не может быть построена окончательно, в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz