Детский сад "Родничок"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Семинар "Использование игр с предметами при работе с гиперактивными детьми"

В специальной литературе гиперактивных детей относят к категории детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Число детей с СДВГ в последние годы неуклонно растёт, затрудняя организацию учебно-воспитательного процесс в детских коллективах, включающих более одного ребёнка. В этих условиях педагоги задаются вопросами: как организовать гиперактивньгх детей, участвующих в общегрупповой деятельности? как сделать так, чтобы их бесцельная двигательная активность превратилась в целенаправленную? как сочетать двигательную активность таких детей с процессом коррекции и развития психических функций? и др.

В специальной литературе указывается, что дети с СДВГ нуждаются в комплексной помощи, которая в обязательном порядке должна состоять из медикаментозного лечения и психолого-педагогической коррекции, адаптации к социальной среде и др. Однако в условиях современной дошкольной организации, где в группе обычно более 20 детей, адаптация среды под детей с СДВГ представляет большие сложности, которые возрастают при увеличении числа таких детей в группе из трёх и более человек. К тому же в методической литературе предлагаются коррекционные технологии, ориентированные прежде всего на узких специалистов, осуществляющих данную работу в течение дня, например, на коррекционно-развивающих занятиях, организуемых педагогом-психологом. В остальную часть времени пребывания детей с СДВГ в ДОО, когда они находятся в коллективе с другими детьми, организовывать таких детей, включать их в общегрупповую деятельность приходится воспитателю, который часто испытывает растерянность в определении стратегии этой деятельности.

Двигательная расторможенность ребёнка с СДВГ иногда воспринимается многими взрослыми (родителями и другими родственниками) как живость, познавательная активность, а не как трудности в организации самим ребёнком своей деятельности. Непонимание проблем ребёнка не способствует своевременной реализации адекватных мер коррекционной помощи.

Одним из основных направлений в лечении детей с СДВГ является их двигательная активность, точнее, её рациональная организация. У ребёнка с СДВГ «превращение» двигательной активности в двигательную деятельность затруднён, а иногда и невозможен без вмешательства взрослого, без специального обучения с его стороны. В связи с этим, где воспитываются дети с СДВГ, педагогу необходимо создавать условия для такого «превращения».

Кандидат психологических наук, педагог-психолог Галина Петровна Позднякова, предлагает этапы обучения двигательным навыкам детей старшего дошкольного возраста:

-  основной метод обучения - наглядный: педагог показывает определённые образцы движений, а дошкольник является субъектом восприятия, т.к. не умеет ещё выполнять совершаемые педагогом движения

-  педагог организует процесс подражания своим движениям, побуждая дошкольников к двигательной активности, в результате чего возникают исполнительские реакции, т.е. дети воспроизводят движения по сформированному образцу методом проб

-    дети овладевают двигательными навыками, при этом педагог управляет моторикой дошкольника преимущественно вербальными средствами (указания, требования)

-  дети учатся анализировать качество выполнения движений, в результате чего у них формируются самоконтроль и самооценка совершаемых им действий.

Авторы предлагают различные подходы к работе с гиперактивными детьми. А какую работу проводит и как строит свой воспитательно-образовательный процесс с гиперактивными детьми, с нами поделится Лидия Дмитриевна

 

Использование   игр с гиперактивными детьми.

  Гиперактивный ребенок? Это:

1 .Ребенок неуправляем.

2. Он все время носится и не может себя занять.

3. Ему нужно 100 раз повторять.

4. Иногда с ним просто невозможно справиться.

5. Невнимательный, пропускает все мимо ушей.

(синдром дефицита внимания  с гиперактивностью - СДВГ)

6. Всегда что-то ломают, падают, неуклюжи в движении, они самые шумные (без тормозов)

7. Сон. Не спит или спит неспокойно.

Коррекционную работу с такими детьми нужно проводить в рамках игровой терапии . Я предлагаю несколько игр, которые воздействуют на психические функции ребёнка, способствуя их развитию, повышая познавательный интерес и степень включенности в групповое взаимодействие.

 

Как играть с гиперактивным ребёнком?

Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующее: дефицит внимания, импульсивность, очень высокая активность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Начинать нужно с индивидуальной работы, затем  в играх , в малых группах, а после этого, переходить к коллективным.

Игры, направленные на тренировку внимания

Игра «Найди отличия».

(Цель: учить концентрировать внимание на деталях. Игра в парах.)

Ребёнок рисует несложную картинку (кошка, домик и т.д.). Передаёт соседу (или  взрослому), а сам отворачивается. Ребёнок (взрослый) дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить изменения в рисунке.

 

Игра «Передай мяч!»

(Цель:  снять излишнюю двигательную активность)

Дети сидят или стоят в кругу, стараются как можно быстрее передать мяч. Можно усложнить- передавать мяч закрытыми глазами.

 

Игра «Запрещённое движение»

(Цель: игра с чёткими правилами, организует, дисциплинирует детей, сплачивает.)

Дети стоят по кругу или лицом к ведущему. Под музыку ведущий показывает движение, дети выполняют, выбирается одно движение, которое будет нельзя выполнять. Кто повторит, выходит из игры.

 

Игра «Разговор с руками»

Цель: Учить контролировать свои движения.

Если ребенок подрался, что-то сломал, причинил кому-нибудь боль,

Можно предложить ему такую  игру: обвести на листе силуэт ладоней

Затем предложить оживить- глазки, рот, раскрасить цветными карандашами

Затем затеять беседу с руками:»Кто ты? Как вас зовут?»Что любите делать?

Что не любите?» Если ребенок не подключается, проговорите диалог сами

При этом нужно подчеркнуть, что руки хорошие, перечислить, что они умеют

делать, но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно»заключением договора» между руками и хозяином

Пусть руки делают хорошие дела и никого не будут обижать.

 

Игра «Морские волны»

Цель: Учить переключать внимание с одного  вида деятельности на другой

Способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу «Штиль»- дети»замирают», по сигналу «Волны» дети встают

Из-за  столов по очереди 1с.2.3с. и т. д.Когда очередь доходит до последних

Столов дети хлопают в ладоши. Первые садятся 2,3. Снова команда «Волны»

Заканчивать игру командой «Штиль»

 

Игра «Говори»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Я буду задавать вопросы, но отвечать можно только тогда , когда я дам

Команду «Говори»

  1. Какое сейчас время года? …Говори
  2. Сколько тебе лет? …Говори
  3. Какой сегодня день  недели?...Говори

 

Игра «Кати мяч!»

Данная игра -  отличное средство для развития внимания ребёнка в ориентировке (лево- право, удовлетворение двигательной активности, совмещение с умственной деятельностью).

В игре педагог оказывает помощь:

1) указывать на мяч, который следует катить (для зазевавшихся детей),

2) указывать на часть тела, которой  следует толкать мяч (для детей с трудностями удержания внимания на двух и более объектах).

3) помочь ребёнку физически совершить требуемое действие : например, толкнуть локтем мяч.)

 

Игра «Сиамские близнецы»

(Цель: научит детей гибкости в общении друг с другом, способствовать доверию)

Сказать детям: разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнёра. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, две руки.  Попробуйте походить по помещению, лечь, встать, порисовать и т. д.  Чтобы третья нога действовала дружно, её можно скрепить верёвочкой, либо резинкой, кроме того, близнецы могут срастись не только ногами, но и руками, спиной, головой и т. д.

 

Игра «Баночка с мыльными пузырями»

1 вариант.

Педагог пускает мыльные пузыри, а дети задевают их палочками так, чтобы они лопнули.

2 вариант.

Проводится аналогично, только задевать нужно не одной палочкой, а двумя. От детей требуется делать то левой, то правой рукой. Это способствует развитию координации движений (называть руку право - лево)

3 вариант.

Детям следует одновременно касаться и считать мыльные пузыри, по окончанию действий называть итог. (1-2-3, всего три)- это стимулирует детей коснуться большего количества пузырей.

В такую игру нужно брать от одного до четырёх детей- чтобы не мешали друг другу, всего в такой группе должно быть н более одного дошкольника с СДВГ, что позволяет его контролировать (при подсчёте чередовать левую и правую руки: правая- нечётные, левая- чётные мыльные пузыри).

 

Игры с мячом на развитие внимания.

Мяч лучше брать большой и резиновый.

- «Съедобное- несъедобное», «Живее- неживое» (заяц, рыба, стол, диван,…), «Летает- не летает» (ворона, корова), «Бывает- не бывает» (младенец лечит детей), «Для чего нужны…?» (лопата, машина…),«Тишина» (слушать звуки в комнате), «Золушка» (разложить горох)

 

 

Таким образом, предлагаемые игра могут быть использованы на занятиях и в повседневной деятельности: утро, вечер, прогулка, войти в комплекс психолого- педагогических мероприятий по смягчению признаков СДВГ у детей дошкольного возраста.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: rodnichek-sov (22.12.2014)
Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz